Челябинскдругой город

по данным ЕТО 1 кв.м. жилья стоит 30,5 тыс. руб.
 
начало программы ипотека поиск жилья материалы интерактив

ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "ЖИЛИЩЕ" НА 2002-2010 ГОДЫ

Паспорт Федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы

Наименование Программы - Федеральная целевая программа "Жилище" на 2002-2010 годы.

Государственный заказчик-координатор Программы - Министерство регионального развития Российской Федерации.

Государственный заказчик Программы - Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству

Основные разработчики Программы Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству, Министерство регионального развития Российской Федерации, Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации, фонд "Институт экономики города".

Цели и задачи Программы

Основная цель Программы – комплексное решение проблемы перехода к устойчивому функционированию и развитию жилищной сферы, обеспечивающее доступность жилья для граждан, безопасные и комфортные условия проживания в нем.

Основными задачами являются:

1. Создание условий для развития жилищного и жилищно-коммунального секторов экономики и повышения уровня обеспеченности населения жильем через увеличение объемов строительства жилья, обеспеченного необходимой коммунальной инфраструктурой, развитие финансово-кредитных институтов и механизмов.

2. Создание условий для приведения существующего жилищного фонда и коммунальной инфраструктуры в соответствие со стандартами качества, обеспечивающими комфортные условия проживания.

3. Обеспечение условий доступа населения к потреблению жилья и коммунальных услуг на уровне, соответствующем их платежеспособному спросу и существующим стандартам.

Важнейшие целевые индикаторы и показатели

Обеспечение жильем граждан, уволенных с военной службы, или увольняемых военнослужащих, граждан Российской Федерации, подлежащих отселению с комплекса «Байконур», участников ликвидации последствий радиационных аварий и катастроф, вынужденных переселенцев, граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.

Всего ― 229,1 тыс. семей,

в том числе:

2002―2005 гг. – 96,8 тыс. семей,

2006―2010 гг. – 132,3 тыс. семей.

Обеспечение жильем молодых семей:

Всего – 295,7 тыс. семей,

в том числе:

2003–2005 гг. – 114,0 тыс. семей,

2006–2010 гг. – 181,7 тыс. семей.

Сроки и этапы реализации Программы 2002–2010 гг.:

первый этап – 2002–2005 гг.,

второй этап – 2006–2010 гг.,

в том числе стадии реализации второго этапа:

первая стадия – 2006–2007 гг.,

вторая стадия – 2008–2010 гг.

Перечень подпрограмм

Подпрограмма «Обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства» (государственный заказчик – Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству).

Подпрограмма «Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры» (государственный заказчик – Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству).

Подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей» (государственный заказчик – Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству).

Подпрограмма «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» (государственный заказчик – Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству).

Мероприятия по реализации Концепции развития унифицированной системы рефинансирования ипотечных жилищных кредитов.

Объемы и источники финансирования Программы

Общий объем финансирования Программы в 2002–2010 гг. за счет средств федерального бюджета составит 281,6 млрд рублей.

В 2006–2010 гг. общий объем финансирования Программы за счет средств федерального бюджета составит 223,2 млрд рублей, в том числе на управление программой – 409,4 млн рублей.

Объем финансирования Программы за счет региональных и местных бюджетов в 2006-2010 гг. составит 99,7 млрд руб., объем финансирования за счет средств частных инвесторов и кредиторов – 550,4 млрд руб., собственных и заемных средств граждан (молодых семей) – 99,0 млрд руб.

Кроме того:

1) в рамках Программы государственных внутренних заимствований Российской Федерации будут предоставлены государственные гарантии Российской Федерации:

по заимствованиям ОАО «Агентство по ипотечному жилищному кредитованию» в размере 138 млрд руб., в том числе:

в 2006 г. – 14,0 млрд рублей,

в 2007 г. – 16,0 млрд рублей,

в 2008 г. – 28,0 млрд рублей,

в 2009 г. – 36,0 млрд рублей,

в 2010 г. – 44,0 млрд рублей;

по банковским кредитам на обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства в размере 88,5 млрд руб., в том числе:

в 2006 г. – 12,5 млрд рублей,

в 2007 г. – 17,5 млрд рублей,

в 2008 г. – 18,6 млрд. рублей,

в 2009 г. – 19,5 млрд. рублей,

в 2010 г. – 20,4 млрд. рублей.

2) Расходы федерального бюджета в 2006 году на субсидирование процентных ставок по привлеченным кредитам в российских кредитных организациях на обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства в размере 1,7 млрд руб. и на увеличение уставного капитала ОАО «Агентство по ипотечному жилищному кредитованию» в размере 3,7 млрд руб. учтены в федеральном бюджете 2006 года вне рамок настоящей Программы.

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели социально-экономической эффективности

Реализация Программы должна обеспечить достижение в 2010 г. следующих показателей (по сравнению с 2004 г.):

улучшение жилищных условий населения страны (рост жилищной обеспеченности с 20,0 кв. м на человека до 21,7 кв. м);

повышение доступности приобретения жилья, при которой средняя стоимость стандартной квартиры общей площадью 54 кв. м будет равна среднему совокупному денежному доходу семьи из трех человек за 3 года (3,9 года – в 2004 г.);

увеличение доли семей, которым будет доступно приобретение жилья, соответствующего стандартам обеспечения жилыми помещениями, с помощью собственных и заемных средств, – с 9 до 30%;

увеличение объемов жилищного строительства с 41,2 млн кв. м жилья до 80 млн кв. м;

увеличение объема выдаваемых в год ипотечных жилищных кредитов (займов) гражданам с 20 млрд руб. до 415 млрд руб. (в текущих ценах);

снижение среднего времени нахождения в очереди на улучшение жилищных условий в форме получения социального жилья с 20 лет до 5–7 лет;

содействие в обеспечении жильем за счет средств федерального бюджета в период 2006–2010 гг. 181,7 тыс. молодых семей;

обеспечение жильем в период 2006–2010 гг. за счет средств федерального бюджета более 132 тыс. семей граждан, перед которыми имеются обязательства Российской Федерации по обеспечению жильем;

повышение уровня адресной поддержки населения, связанной с оплатой жилья и коммунальных услуг;

повышение качества коммунальных услуг, безопасности и комфортности проживания в жилищах (снижение уровня износа основных фондов коммунального хозяйства с 60 до 50%);

совершенствование законодательной и иной нормативной правовой базы Российской Федерации, направленной на повышение доступности жилья для населения;

создание условий для улучшения демографической ситуации в стране, реализации эффективной миграционной политики, снижения социальной напряженности в обществе.

Введение

Второй этап (2006–2010 гг.) федеральной целевой программы "Жилище" на 2002–2010 годы (далее именуется также – Программа) направлен на продолжение преобразований в жилищной сфере, начатых в рамках реализации Государственной целевой программы "Жилище", одобренной постановлением Совета Министров – Правительства Российской Федерации от 20 июня 1993 г. № 595, и Основных направлений нового этапа реализации Государственной целевой программы "Жилище", одобренных Указом Президента Российской Федерации от 29 марта 1996 г. № 431, а также первого этапа федеральной целевой программе "Жилище" на 2002–2010 гг., утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2001 г. № 675.

В период реализации Государственной целевой программы «Жилище» (1993–2001 гг.) и первого этапа Федеральной целевой программы "Жилище" на 2002–2010 годы были созданы правовые и организационные основы государственной жилищной политики, определены ее приоритетные направления и отработаны механизмы их реализации.

За период реализации указанных программных документов была в основном сформирована нормативная правовая база, являющаяся основой регулирования вопросов, связанных с жилищным строительством, жилищно-коммунальным хозяйством, обеспечением прав собственности и сделками в жилищной сфере в условиях развивающихся рыночных отношений.

Наиболее существенное развитие законодательной базы было обеспечено в 2004 г. принятием пакета федеральных законов, направленных на формирования рынка доступного жилья. В настоящее время 25 федеральных законов, включая Жилищный и Градостроительный кодексы Российской Федерации, вступили в силу.

Новые правовые условия, созданные в результате принятия пакета законов по формированию рынка доступного жилья, создают основу для реализации на практике поставленных целей на практике и требуют широкомасштабных скоординированных действий на всех уровнях государственной власти и местного самоуправления как нормативно-правового, так и административно-организационного и бюджетно-финансового характера.

Острота существующих в жилищной и жилищно-коммунальной сферах проблем и важность их решения для социально-экономического развития Российской Федерации требуют реализации комплекса мер в рамках приоритетного Национального проекта «Доступное и комфортное жилье – гражданам России» (далее – приоритетный Национальный проект).

Включение задачи формирования рынка доступного жилья и обеспечения комфортных условий проживания в число приоритетных национальных проектов наряду с развитием образования и здравоохранения определяет социальную направленность нового этапа экономических преобразований в стране. Реальная возможность заработать на достойное жилье для значительных групп населения будет способствовать активизации их экономической деятельности, а четкое определение групп, перед которыми общество несет обязательства по удовлетворению их жилищных потребностей, – преодолению иждивенческих настроений у значительной части населения страны.

В результате реализации приоритетного Национального проекта должна быть сформирована функционирующая на практике модель обеспечения жильем основных групп населения и достигнуты существенные результаты по улучшению жилищных условий граждан.

Новая редакция Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы разработана в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 10 августа 2005 г. № 1183-р и является основополагающим программным документом по преобразованиям в жилищной сфере в 2006–2010 годах.

1. Основные итоги реализации первого этапа

Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы

и обоснование необходимости модификации Программы

Первая редакция федеральной целевой программы «Жилище» на 2002–2010 годы (далее – ФЦП «Жилище») была разработана в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 14 марта 2001 г. № 346-р и стала основным организационно-финансовым инструментом реализации государственной жилищной политики на период 2002–2005 годов.

За период 2002–2005 гг. на реализацию входящих в ФЦП «Жилище» девяти подпрограмм и мероприятий было выделено 65,48 млрд руб., что на 44% больше объема средств, первоначально предусмотренных Программой.

Ожидаемые на конец 2005 г. результаты реализации Программы приведены в таблице 1 и таблице 2.

Таблица 1

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета

категорий граждан, установленных законодательством Российской Федерации, по соответствующим программам, подпрограммам и мероприятиям в составе Федеральной целевой программы "Жилище" на 2002–2010 годы за счет средств федерального бюджета (тыс. квартир*)

по Программе, за 2002-2005

Программа "Государственные жилищные сертификаты" 287 76,2

Подпрограмма "Переселение граждан Российской Федерации из ветхого и аварийного жилищного фонда" 2,45 27,1**

Подпрограмма "Обеспечение жильем участников ликвидации последствий радиационных аварий и катастроф" 3,4 3,2

Подпрограмма "Обеспечение жильем граждан Российской Федерации,

подлежащих отселению с комплекса "Байконур" 0,4 2,8

Подпрограмма "Обеспечение жильем беженцев и вынужденных переселенцев в Российской Федерации" 22,2 8,4

Подпрограмма "Обеспечение жильем молодых семей" 1,5 114,0***

Субсидии для граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей 39,4 7,1

Всего по Программе 356,35 238,8

* Ожидаемое количество квартир определено исходя из среднего размера общей площади одной квартиры – 54 кв. метра.

** За счет всех источников финансирования.

*** За период 2003–2005 гг., в том числе 6,7 тыс. семей за счет средств федерального бюджета, 107,3 тыс. семей за счет средств региональных бюджетов.

За период 2002–2005 гг. в результате реализации ФЦП «Жилище» и ее подпрограмм:

было существенно усовершенствовано законодательство Российской Федерации, направленное на создание правовых условий развития рынка доступного жилья;

за счет средств федерального бюджета было обеспечено жильем 131,5 тыс. семей граждан, относящихся к категориям, определенным законодательством Российской Федерации, в том числе 97,7 тыс. семей граждан, относящихся к категориям, перед которыми имеются обязательства федерального бюджета по обеспечению жильем;

удалось обеспечить рост жилищного строительства, значительно превышающий целевые показатели Программы (прирост жилищного строительства в 2004 г. составил 13% по сравнению с 2003 г. при целевом показателе Программы 3% в год);

значение целевого показателя Программы, отражающего доступность приобретения стандартной квартиры общей площадью 54 кв. метра семьей из трех человек исходя из среднего размера совокупных денежных доходов такой семьи, составил в 2004 г. 3,9 года (по сравнению с 4,8 в 2001 г. и при целевом значении по ФЦП «Жилище» на 2010 г. – 3 года);

повысилась уровень адресной поддержки населения, связанной с оплатой жилья и коммунальных услуг (в 2004 г. 13% всех семей получали жилищные субсидии).

Подпрограмма «Переселение граждан Российской Федерации из ветхого и аварийного жилищного фонда» реализовывалась в 65 субъектах Российской Федерации. Из аварийного и ветхого жилищного фонда переселено 27 100 семей. Ликвидировано непригодных для проживания жилых домов общей площадью 630,4 тыс. кв. м.

В рамках реализации подпрограммы «Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса Российской Федерации» в 2002–2005 гг. удалось:

построить и провести реконструкцию 8975 км сетей водоснабжения и канализации;

ввести в эксплуатацию отопительные котельные общей мощностью 22 220 Гкал/ч;

построить и сдать в эксплуатацию водоочистные сооружения, станции очистки сточных вод общей производительностью 4938 тыс. куб. м в сутки.

Кроме того, проводились работы по созданию автоматизированной системы управления технологическими процессами городского коммунального хозяйства, другие работы.

В подпрограмме участвовало 54 субъекта Российской Федерации. За счет средств федерального бюджета в рамках подпрограммы финансировалось 186 объектов.

Основной формой оказания государственной поддержки в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» стало предоставление субсидий за счет средств федерального бюджета молодым семьям – участникам подпрограммы в случае рождения (усыновления) ребенка.

За счет средств федерального бюджета в период 2003–2005 гг. молодым семьям выделено 6 700 субсидий в случае рождения (усыновления) ребенка; количество семей – участников региональных программ составило 114 тыс.

Наиболее эффективно подпрограмма реализуется в тех регионах, где разработаны и действуют схемы ипотечного жилищного кредитования, а также существуют возможности по использованию сбережений граждан (Республика Татарстан, Республика Башкортостан, Республика Мордовия, Оренбургская и Кемеровская области).

В 2002–2005 гг. Агентство по ипотечному жилищному кредитованию рефинансировало свыше 24 тыс. ипотечных кредитов в 80 субъектах Российской Федерации на сумму 10,55 млрд руб.

Вместе с тем в 2002–2005 гг. не удалось достичь ощутимого продвижения по пути достижения следующих ожидаемых конечных результатов Программы:

сокращение времени ожидания в очереди на получение социального жилья малоимущими гражданами – время ожидания практически не изменилось и составляет около 20 лет;

снижение уровня износа основных фондов коммунального комплекса, который по-прежнему сохраняется на уровне около 60% и имеет тенденцию к увеличению.

Основными проблемами в реализации ФЦП «Жилище» и ее подпрограмм явились:

недостаточная ориентированность мероприятий программы на увеличение объемов жилищного строительства – заложенные в программе темпы роста жилищного строительства явно не отвечают потребностям современного этапа развития общества; объем жилищного строительства в 2004 г. хотя и возрос на 13% по сравнению с предыдущим годом, составил всего 41,2 млн кв. м, что в 1,5 раза меньше по сравнению с 1990 г.;

недостаточная концентрация мероприятий программы на решении основных проблем, препятствующих развитию рынка доступного жилья;

отсутствие концентрации федеральных бюджетных ассигнований на главных направлениях, их распыление по 9 подпрограммам, 5 государственным заказчикам, по всем регионам Российской Федерации;

отсутствие механизмов консолидации бюджетных ассигнований федерального, регионального и муниципального уровней;

слабое использование внебюджетных источников финансирования Программы, в том числе средств частных инвесторов, кредиторов и личных средств граждан;

недостаточность предусмотренных федеральных бюджетных ассигнований на выполнение государственных обязательств Российской Федерации по обеспечению жильем отдельных категорий граждан в соответствии с федеральным законодательством, а также на стимулирование привлечения частных инвестиций для реализации эффективных региональных и местных программ в жилищной и коммунальной сферах;

распределение дополнительных бюджетных средств на реализацию ФЦП «Жилище» по подпрограммам без комплексного анализа приоритетности направлений расходования.

Основной проблемой реализации подпрограммы "Переселение граждан Российской Федерации из ветхого и аварийного жилищного фонда" стало то, что, при недостаточности бюджетных средств (для ликвидации ветхого и аварийного жилья в Российской Федерации необходимо вложить в строительство нового жилья не менее 1 трлн руб.), не удалось в должной степени использовать ресурсы федерального бюджета для привлечения частных инвестиций с целью решения проблем ветхого и аварийного жилищного фонда. За период 2002–2004 гг. из всех источников профинансировано 12,02 млрд руб., из них 23% (2,8 млрд. руб.) составляют средства федерального бюджета, 55% (6,5 млрд руб.) – средства бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов. Доля внебюджетных источников составила лишь 22% (2,7 млрд руб.).

Основной проблемой реализации подпрограммы "Реформирование и модернизация жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации" стала недостаточность ресурсов и отсутствие эффективных механизмов для стимулирования позитивных изменений в жилищно-коммунальном комплексе. В частности, средства федерального бюджета расходовались на безвозмездное финансирование проектов строительства и модернизации объектов коммунальной инфраструктуры без четких критериев принятия решений, что не способствовало привлечению в сектор частных инвестиций.

Задача создания нормативной правовой базы, необходимой для реформирования жилищно-коммунального хозяйства и привлечения в отрасль частных инвестиций, которая во многом определила содержание подпрограммы, была в основном решена с принятием пакета федеральных законов, направленных на формирование рынка доступного жилья в Российской Федерации. В этих условиях модификация подпрограммы даст возможность существенно повысить ее эффективность

В рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» в 2002–2004 гг. в недостаточной степени был задействован механизм ипотечного жилищного кредитования. Анализ результатов начального этапа реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» выявил необходимость ее корректировки в части совершенствования механизма осуществления государственной поддержки молодых семей при улучшении жилищных условий.

Основной проблемой реализации подпрограмм «Государственные жилищные сертификаты», «Обеспечение жильем участников ликвидации последствий радиационных аварий и катастроф», «Обеспечение жильем граждан Российской Федерации, подлежащих отселению с комплекса “Байконур”», «Обеспечение жильем беженцев и вынужденных переселенцев в Российской Федерации», а также мероприятий по реализации Федерального закона «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» стала недостаточность финансовых ресурсов и отсутствие единых принципов и стандартов выполнения обязательств федерального бюджета перед гражданами – участниками различных подпрограмм.

Финансирование государственных обязательств в рамках указанных подпрограмм ФЦП «Жилище» в 2002–2004 гг. составило 3,9% суммы, необходимой для полного выполнения обязательств. За рассматриваемый период ежегодно обеспечивалось жильем лишь около 1,3% численности указанных категорий граждан.

Выполнение государственных обязательств Российской Федерации по обеспечению жильем указанных категорий граждан за счет средств федерального бюджета целесообразно в дальнейшем организовать в рамках единой подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством». Это позволит использовать наиболее эффективные и уже апробированные механизмы предоставления гражданам субсидий на приобретение жилья, обеспечить согласованность при принятии решений о распределении средств на эти цели между различными категориями граждан с учетом возможностей федерального бюджета.

На основании анализа итогов первого этапа реализации ФЦП «Жилище», а также с учетом вступления в силу пакета федеральных законов по формированию рынка доступного жилья в Программу внесены изменения, направленные на обеспечение реализации основных направлений государственной жилищной политики в рамках приоритетного Национального проекта.

Таким образом, модификация Программы и ее подпрограмм для реализации в период 2006–2010 гг. обусловлена необходимостью:

1) активизации стимулирования предложения жилья на рынке, включая реализацию мер по поддержке жилищного строительства в части обеспечения земельных участков коммунальной инфраструктурой, в рамках подпрограммы «Обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства». Поскольку часть земельных участков под жилищное строительство будет сформирована и обеспечена коммунальной инфраструктурой на территориях, занимаемых в настоящее время ветхим и аварийным жилищным фондом, мероприятия подпрограммы будут способствовать решению проблемы ликвидации ветхого и аварийного жилищного фонда, будет способствовать более эффективному использованию средств федерального бюджета;

2) повышения надежности и качества коммунальных услуг на базе модернизации объектов коммунальной инфраструктуры и привлечения частного бизнеса и частных инвестиций в эту сферу в рамках подпрограммы «Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры». В рамках данной подпрограммы также будет продолжено решение основных задач, которые в 2002-2005 годах решались в рамках подпрограммы «Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса Российской Федерации»;

3) стимулирования спроса на жилье, включая повышение доступности приобретения жилья для молодых семей, в рамках подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» в новой редакции;

4) более эффективного исполнения обязательств государства по обеспечению жильем отдельных категорий граждан в рамках подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством». В данной подпрограмме будут объединены мероприятия, которые в 2002–2005 гг. реализовывались в рамках следующих подпрограмм ФЦП «Жилище»: «Государственные жилищные сертификаты», «Обеспечение жильем участников ликвидации последствий радиационных аварий и катастроф», «Обеспечение жильем граждан Российской Федерации, подлежащих отселению с комплекса “Байконур”», «Обеспечение жильем беженцев и вынужденных переселенцев в Российской Федерации», – а также мероприятия по реализации Федерального закона «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей». Основой объединения подпрограмм станет распространение механизма, отработанного в рамках реализации подпрограммы «Государственные жилищные сертификаты», на другие категории граждан. Таким образом, устанавливается единый порядок предоставления жилищных субсидий гражданам при приобретении жилья с помощью средств федерального бюджета и его реализация возлагается на единого государственного заказчика объединенной подпрограммы.

2. Характеристика проблемы

Проведенные в 1991–2005 гг. реформы в жилищной сфере обеспечили коренной поворот от планово-административных методов регулирования к рыночным механизмам при соблюдении принципов обеспечения социальных гарантий в области жилищных прав малоимущих граждан и иных категорий населения, установленных законодательством Российской Федерации. Право собственности на жилье, а также рынок жилья стали неотъемлемой частью отношений в жилищной сфере.

Кардинальным образом изменилась структура жилищного фонда Российской Федерации по формам собственности, сформирован новый слой собственников жилья как социальная база жилищной реформы. Доля частного жилищного фонда в 2004 г. составила более 73,5% по сравнению с 33% в 1990 г., а доля государственного и муниципального жилищного фонда сократилась с 67 до 25,6%, в том числе 20,1% составляет муниципальный жилищный фонд.

По оценке, основанной на данных государственной системы регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, ежегодно осуществляются сделки, в которые вовлечено более 4,5% жилых домов и квартир, находящихся в частной собственности, что является существенным показателем для периода становления рынка жилья.

Радикальные изменения произошли в жилищном строительстве: основную роль стали играть частные и индивидуальные застройщики. Доля жилья, введенного предприятиями и организациями частной формы собственности и индивидуальными застройщиками, в общем объеме жилищного строительства составила в 2003 г. более 71,3%, в том числе индивидуальными застройщиками – 39,2%.

В последние годы началось активное развитие ипотечного жилищного кредитования. Общий объем задолженности по выданным ипотечным кредитам (займам) увеличился с 3,6 млрд руб. в 2002 г. до 25–30 млрд руб. в 2004 г., то есть увеличился более чем в 7 раз. При этом общая задолженность по всем видам кредитов на покупку жилья, предоставленных кредитными организациями, на 01.01.2005 г. составила 54,4 млрд руб.

Осуществлялось реформирование жилищно-коммунального комплекса, направленное на создание эффективного механизма управления и снижение издержек по предоставлению услуг. Повышение эффективности работы жилищно-коммунального комплекса в первую очередь было связано с постепенным переводом данного сектора экономики на режим безубыточного функционирования при переориентации бюджетных субсидий от дотирования производителей жилищно-коммунальных услуг к адресному субсидированию малоимущих семей. Доля получателей субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг составила в 2004 г. более 13% семей, общая сумма начисленных субсидий составила 35 млрд руб.

Вместе с тем, наряду с указанными положительными результатами преобразований, пока не удалось обеспечить существенного улучшения ситуации в жилищной сфере, повысить доступность жилья для населения и обеспечить комфортные и безопасные условия проживания.

Данные социологических обследований показывают, что жилищная проблема стоит перед 61% российских семей, которые в той или иной степени не удовлетворены жилищными условиями, при этом каждая четвертая семья проживает в жилье, находящемся в плохом или очень плохом состоянии. Общая потребность населения России в жилье составляет 1570 млн кв. м, а ее удовлетворение требует увеличения жилищного фонда на 46%.

Несмотря на создание основ функционирования рынка жилья, приобретение, строительство и наем жилья c использованием рыночных механизмов на практике пока доступны лишь ограниченному кругу семей с высокими доходами. Основными причинами низкого платежеспособного спроса на жилье являются неразвитость институтов долгосрочного жилищного кредитования, инфраструктуры рынка жилья и ипотечного жилищного кредитования, высокий уровень рисков и издержек на этом рынке.

В целях повышения доступности жилья для населения необходимо обеспечить условия для развития системы ипотечного жилищного кредитования и других механизмов расширения платежеспособного спроса, системы рефинансирования ипотечных жилищных кредитов и рынка ипотечных ценных бумаг, соответствующей рыночной и административной государственной инфраструктуры, а также оказать бюджетную поддержку в приобретении жилья, в том числе с помощью ипотечных кредитов, молодым семьям. На реализацию последней меры будет направлена подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей».

Однако даже ограниченный существующий платежеспособный спрос населения на жилье превышает предложение жилья на рынке, что приводит к постоянному росту цен на жилье. Недостаточные объемы жилищного строительства отражают низкую эффективность данного сектора, высокие административные барьеры на рынке и высокую степень его монополизации.

Существенным препятствием развития жилищного строительства продолжает оставаться ограниченность возможностей обеспечения земельных участков необходимой коммунальной инфраструктурой. В ситуации превышения спроса над предложением на рынке жилья большая часть жилищного строительства финансируется непосредственно за счет средств населения, слабо развито кредитование застройщиков на цели жилищного строительства.

Необходимо обеспечить условия для существенного роста объемов жилищного строительства с целью увеличения предложения жилья на конкурентном рынке в соответствии с ростом платежеспособного спроса населения. Меры по решению одной из главных проблем – обеспечению земельных участков в целях жилищного строительства коммунальной инфраструктурой – будут реализованы в рамках подпрограммы «Обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства».

Качество содержания жилищного фонда и коммунальных услуг находится на неудовлетворительном уровне и не соответствует не только потребностям и ожиданиям населения, но и общему объему финансовых ресурсов, направляемых в этот сектор. Основная причина неэффективности жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ) – сохранение нерыночных принципов функционирования в секторе, где могут и должны нормально развиваться рыночные отношения. В результате в ЖКХ практически отсутствуют стимулы для рационального ведения хозяйства, роста производительности труда, ослаблены мотивации энергосбережения, внедрения новых технологий, инвестиций в модернизацию производства.

Жилищно-коммунальное хозяйство в сегодняшнем его состоянии характеризуется низкой инвестиционной привлекательностью и требует привлечения больших инвестиций для модернизации и развития. Проблема усугубляется большим размером задолженности в жилищно-коммунальном хозяйстве, образовавшейся в первую очередь в результате невыполнения своих обязательств бюджетами всех уровней. Объем дебиторской задолженности предприятий ЖКХ составил на конец 2004 г. 268,1 млрд руб., в то же время объем их кредиторской задолженности превысил 307,5 млрд руб.

Завершение реформы жилищно-коммунального хозяйства должно обеспечить проведение его технологической и управленческой модернизации с привлечением частного бизнеса и частных инвестиций, формированием реальных собственников квартир в многоквартирных домах с передачей им функций принятия решений по управлению общим имуществом многоквартирного дома.

Меры по модернизации коммунальной инфраструктуры и привлечению частных инвестиций будут реализованы в рамках подпрограммы «Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры».

Не могут быть признаны удовлетворительными и темпы обеспечения жильем очередников, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий. В очереди на улучшение жилищных условий стоят порядка 4,5 млн семей. Среднее время ожидания в очереди составляет 15–20 лет. В настоящее время решение этой проблемы отнесено к полномочиям органов местного самоуправления. При этом Российская Федерация в соответствии с федеральным законодательством по состоянию на начало 2005 г. имеет государственные обязательства по обеспечению жильем перед 1 014 тыс. граждан (без ветеранов и инвалидов – перед 708 тыс. граждан), значительная часть которых также являются очередниками на улучшение жилищных условий.

Необходимо уточнить действующие обязательства Российской Федерации по обеспечению жилыми помещениями установленных федеральным законодательством категорий граждан и сформировать единые принципы и механизмы оказания поддержки за счет бюджетных средств различным категориям граждан.

Существующая практика подтвердила, что наиболее эффективной формой исполнения государством обязательств по обеспечению граждан жильем за счет средств федерального бюджета является предоставление субсидий на приобретение жилья с использованием механизма государственных жилищных сертификатов. Наиболее последовательно этот подход был реализован в рамках Федеральной целевой программы "Государственные жилищные сертификаты", утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 января 1998 г. № 71, а в дальнейшем и в подпрограмме «Государственные жилищные сертификаты» на 2004–2010 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 ноября 2003 г. № 700, которая входила с состав Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002–2010 годы.

В долгосрочной перспективе (после 2010 г.) необходимо обеспечить устойчивое функционирование жилищного сектора, которое позволит удовлетворять жилищные потребности населения без существенного участия федерального центра и привлечения значительных объемов бюджетных средств. В этих условиях роль государства будет ограничена в основном регулированием жилищных отношений, обеспечением прав на недвижимость в жилищной сфере, установлением технических регламентов в жилищном строительстве, жилищно-коммунальном комплексе и основных принципов градорегулирования. При этом средства федерального бюджета могут использоваться исключительно на цели обеспечения жильем определенных категорий граждан в соответствии с законодательством Российской Федерации, поддержки граждан на цели приобретения жилья и оплаты жилищно-коммунальных услуг.

Содержание и использование жилищного фонда социального использования, в первую очередь в целях его предоставления на условиях социального найма малоимущим гражданам, развитие коммунального хозяйства, обеспечение условий для жилищного строительства должно стать основной функцией органов местного самоуправления.

Для достижения данной цели на переходном этапе решение задачи формирования рынка доступного и комфортного жилья требует реализации комплексной государственной политики, направленной на повышение платежеспособного спроса населения на жилье через развитие различных форм жилищного кредитования, в первую очередь ипотечного жилищного кредитования, адекватное увеличение объемов предложения жилья через развитие жилищного строительства, а также повышение качества жилищных и коммунальных услуг.

Проблемы переходного периода требуют участия федерального центра как через совершенствование законодательной и нормативной правовой базы в жилищной и жилищно-коммунальной сферах и стимулирование проведения преобразований на местах, так и через непосредственное использование средств федерального бюджета для реализации ключевых мер по приоритетам, выделенным в рамках приоритетного Национального проекта.

Необходимость ускоренного перехода к устойчивому функционированию и развитию жилищной сферы определяет целесообразность использования программно-целевого метода для решения указанных проблем, поскольку они:

входят в число приоритетов для формирования федеральных целевых программ, а их решение позволяет обеспечить возможности для улучшения жилищных условий и качества жизни населения, предотвратить чрезвычайные ситуации, связанные с функционированием систем жизнеобеспечения, создать условия для устойчивого развития жилищно-коммунального хозяйства, эффективного функционирования рынка жилья;

носят межотраслевой и межведомственный характер и не могут быть решены без участия федерального центра;

не могут быть решены в пределах одного финансового года и требуют бюджетных расходов капитального характера в течение 5 лет;

носят комплексный характер, и их решение окажет значительный мультипликативный эффект на социальное благополучие в обществе, общее экономическое развитие и рост производства.

Федеральная целевая программа «Жилище» на 2002-2010 годы и входящие в ее состав подпрограммы являются механизмом реализации перехода к устойчивому функционированию жилищной и жилищно-коммунальной сфер.

Реализация основной цели Программы позволит создать условия, обеспечивающие доступность жилья для граждан, безопасные и комфортные условия проживания.

3.Основные цели и задачи Программы

Цели и задачи Программы определяются целями и задачами приоритетного Национального проекта «Доступное и комфортное жилье – гражданам России», поскольку Программа является основным инструментом его реализации.

Целью приоритетного Национального проекта является формирование рынка доступного жилья и обеспечение комфортных условий проживания граждан России.

Основной целью Программы является комплексное решение проблемы перехода к устойчивому функционированию и развитию жилищной сферы, обеспечивающее доступность жилья для граждан, безопасные и комфортные условия проживания в нем.

Для достижения этой цели уточнены основные задачи Программы, которые необходимо решить в рамках второго этапа реализации ФЦП «Жилище»:

создание условий для развития жилищного и жилищно-коммунального секторов экономики и повышения уровня обеспеченности населения жильем через увеличение объемов строительства жилья, обеспеченного необходимой коммунальной инфраструктурой, развитие финансово-кредитных институтов и механизмов;

создание условий для приведения существующего жилищного фонда и коммунальной инфраструктуры в соответствие со стандартами качества, обеспечивающими комфортные условия проживания;

обеспечение условий доступа населения к потреблению жилья и коммунальных услуг на уровне, соответствующем их платежеспособному спросу и существующим стандартам обеспечения жилыми помещениями в рамках реализации федеральных целевых программ (33 кв. м общей площади жилого помещения для одиноких граждан, 42 кв. м на семью из двух человек, по 18 кв. м на каждого члена семьи при семье из трех человек и более, далее – стандарты обеспечения жилыми помещениями).

Решение данных задач будет обеспечено путем реализации комплекса нормативно-правовых, организационных и финансовых мер и мероприятий, предусмотренных Программой в рамках второго этапа реализации, по четырем основным направлениям:

развитие жилищного строительства;

совершенствование жилищно-коммунального комплекса;

развитие ипотечного жилищного кредитования населения и рынка жилья;

организация предоставления гражданам жилых помещений социального использования и исполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством.

Основные меры для развития жилищного строительства направлены:

на формирование системы территориального планирования, создание условий для разработки правил землепользования и застройки, градостроительной документации для жилищного строительства;

развитие конкуренции и снижение административных барьеров на рынке жилищного строительства, создание эффективных механизмов борьбы с высоким уровнем монополизации и административного протекционизма на рынке, внедрение прозрачных конкурентных процедур предоставления земельных участков для жилищного строительства;

развитие кредитования застройщиков на цели жилищного строительства;

обеспечение земельных участков в целях жилищного строительства коммунальной инфраструктурой, создание условий для привлечения кредитных средств и частных инвестиций для этих целей;

модернизацию и обновление оборудования, повышение эффективности технологий строительства и производства строительных материалов;

разработку комплекса мер по обеспечению новой комплексной застройки территорий, реконструкции и комплексного обновления существующих кварталов застройки;

создание единой системы государственного учета объектов недвижимости.

Для совершенствования жилищно-коммунального комплекса необходимо обеспечить:

создание условий для развития конкурентного бизнеса в сфере управления жилищным фондом и в коммунальном комплексе;

разработку механизма взаимодействия собственников жилья и их объединений, органов местного самоуправления, государства по вопросам управления многоквартирными домами;

развитие финансовых инструментов и институтов в целях привлечения инвестиций для модернизации жилищно-коммунальногог комплекса;

совершенствование процедур тарифного регулирования в коммунальном комплексе;

проведение комплекса мер по финансовому оздоровлению организаций коммунального комплекса;

создание условий для привлечения средств частных инвесторов в модернизацию и развитие объектов коммунальной инфраструктуры, государственную финансовую поддержку процессов модернизации и развития коммунальной инфраструктуры, в том числе с целью минимизации рисков частных инвесторов;

развитие приборного учета в сфере поставки коммунальных услуг и оплаты услуг по показаниям приборов учета;

прекращение дотирования предприятий жилищно-коммунального

комплекса и прекращение перекрестного субсидирования различных потребителей коммунальных услуг;

совершенствование системы предоставления субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг, перевод бюджетных ресурсов на оплату субсидий в распоряжение граждан.

Для развития ипотечного жилищного кредитования населения и рынка жилья необходимо:

обеспечить условия для развития ипотечного жилищного кредитования и других институтов жилищного финансирования населения;

создать унифицированную систему рефинансирования ипотечных жилищных кредитов и обеспечить развитие рынка ипотечных ценных бумаг;

совершенствовать систему государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним;

оказывать бюджетное содействие повышению уровня доступности жилья и ипотечных жилищных кредитов для населения;

развивать новые рыночные институты и механизмы, формирующие инфраструктуру ипотечного жилищного кредитования и рынка жилья (страхование ипотечных жилищных кредитов , бюро кредитных историй, небанковские кредитные организаций, осуществляющих кредитные операции по предоставлению ипотечных кредитов на приобретение жилья и другие);

совершенствовать систему защиты прав граждан – приобретателей жилья и граждан, участвующих в финансировании жилищного строительства.

В области организации предоставления гражданам жилых помещений социального использования и исполнения государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством, необходимо:

оказать содействие в нормативном обеспечении реформирования на региональном и муниципальном уровнях системы предоставления жилых помещений социального использования и специализированных жилых помещений в соответствии с требованиями Жилищного кодекса Российской Федерации;

конкретизировать государственные обязательства Российской Федерации, субъектов Российской Федерации по обеспечению жильем и улучшению жилищных условий установленных законодательством категорий граждан;

обеспечить сокращение сроков предоставления жилых помещений социального использования и увеличение темпов исполнения государственных обязательств;

повысить эффективность механизмов, используемых при реализации государственных обязательств.

В рамках Национального проекта на первой стадии реализации (2006–2007 гг.) выделены четыре приоритета, решение которых обеспечит наибольшее продвижение по пути достижения намеченной цели:

увеличение объемов ипотечного жилищного кредитования;

повышение доступности жилья;

увеличение объемов жилищного строительства и модернизация коммунальной инфраструктуры;

выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем отдельных категорий граждан.

По каждому приоритету в рамках Национального проекта предусмотрена реализация конкретных мер, на которых должны быть сконцентрированы основные финансовые и организационные усилия федерального центра. Данные меры в основном будут реализованы в рамках соответствующих подпрограмм Программы (Таблица 3). Меры общего нормативно-правового и организационного характера будут реализованы в рамках Программы в целом. Мера по обеспечению государственной поддержки системы рефинансирования ипотечных кредитов (увеличение уставного капитала и предоставление государственных гарантий по заимствованиям ОАО «Агентство по ипотечному жилищному кредитованию») будет реализована в соответствии с Концепцией развития унифицированной системы рефинансирования ипотечных жилищных кредитов в России, одобренной Правительством Российской Федерации 30 июня 2005 г.

Таблица 3

РЕАЛИЗАЦИЯ МЕР ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРИОРИТЕТНОГО НАЦИОНАЛЬНОГО ПРОЕКТА

«ДОСТУПНОЕ И КОМФОРТНОЕ ЖИЛЬЕ – ГРАЖДАНАМ РОССИИ»

В РАМКАХ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ «ЖИЛИЩЕ» НА 2002–2010 ГОДЫ

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ ПРОГРАММА И ЕЕ ПОДПРОГРАММЫ, другие реализующие документы

Приоритеты Задачи Меры

Увеличение объемов жилищного строительства и модернизация объектов коммунальной инфраструктуры Обеспечить условия для адекватного увеличения предложения жилья на конкурентном рынке жилищного строительства, удовлетворяющего увеличивающийся платежеспособный спрос населения.

Повысить качество предоставляемых коммунальных услуг на базе модернизации коммунальной инфраструктуры как в новом жилищном фонде, так и в существующей застройке 1.1. Обеспечение земельных участков для жилищного строительства коммунальной инфраструктурой.

1.2. Сокращение административных барьеров, развитие рыночной инфраструктуры, градостроительное и антимонопольное регулирование в сфере жилищного строительства.

2.1. Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры и привлечение частных инвестиций Подпрограмма «Обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства»

Подпрограмма «Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры»

Увеличение объемов ипотечного жилищного кредитования Обеспечить условия для предоставления долгосрочных кредитов населению на базе развития унифицированной системы рефинансирования кредитов 1. Государственная поддержка АИЖК (увеличения уставного капитала и предоставления государственных гарантий Российской Федерации по заимствованиям).

2. Обеспечение развития инфраструктуры системы ипотечного жилищного кредитования и рынка ипотечных ценных бумаг Мероприятия по реализации Концепции развития унифицированной системы рефинансирования ипотечных жилищных кредитов в России

Повышение доступности жилья Сформировать систему оказания бюджетной поддержки определенных категорий граждан при получении ими ипотечных кредитов 1. Предоставление молодым семьям субсидий на приобретение жилья или строительство индивидуального жилья, в том числе на погашение первого взноса при получении ипотечного кредита.

2. Создание условий для развития страхования ипотечных жилищных кредитов молодым семьям с целью снижения размера первого взноса

Подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей»

Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем отдельных категорий граждан Повысить темпы выполнения государственных обязательств Российской Федерации по обеспечению жильем отдельных категорий граждан

1. Предоставление субсидий на приобретение жилья гражданам, уволенным с военной службы, или увольняемым военнослужащим; гражданам Российской Федерации, подлежащим отселению с комплекса «Байконур»; участникам ликвидации последствий радиационных аварий и катастроф; вынужденным переселенцам; гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. Подпрограмма «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством»

Мероприятия второго этапа ФЦП «Жилище» будут выполняться в 2006–2010 гг. в рамках двух стадий:

2006–2007 гг. – первая стадия,

2008–2010 гг. – вторая стадия.

На протяжении всего периода реализации второго этапа Программы осуществляются:

совершенствование и развитие законодательной и нормативно-правовой базы реализации государственной жилищной политики с учетом итогов реализации Программы на практике в субъектах Российской Федерации;

широкомасштабное внедрение организационных, финансовых и экономических механизмов реализации программных мер и мероприятий по всем направлениям;

реализация подпрограмм Программы и мероприятий, не входящих в состав подпрограмм.

На первой стадии, в период 2006–2007 гг., мероприятия Программы и ее подпрограмм будут особо сконцентрированы на реализации мер по основным приоритетам Национального проекта «Доступное и комфортное жилье – гражданам России», определенных на этот период.

Основные приоритеты реализации Программы и ее подпрограмм на второй стадии, в период 2008–2010 гг., могут быть уточнены по итогам реализации приоритетного Национального проекта в 2006–2007 гг.

Целевые индикаторы для первой и второй стадий второго этапа ФЦП «Жилище» приведены в приложении 5.

Условиями досрочного прекращения реализации Программы может быть досрочное достижение целей и выполнение задач Программы, изменение направлений и приоритетов государственной жилищной политики, а также изменение законодательства Российской Федерации в части, затрагивающий механизмы реализации Программы.

4. Перечень программных мероприятий

Программные мероприятия направлены на реализацию поставленных задач и подразделяются на мероприятия по совершенствованию законодательной и нормативной правовой базы, организационные мероприятия, а также мероприятия по финансированию капитальных и прочих расходов за счет средств федерального бюджета. В качестве критериев успешности решения поставленных задач используются целевые индикаторы и индикаторы оценки, которые представляют собой не только количественные показатели, но и качественные характеристики.

Перечень основных мероприятий Программы приведен в приложении 1.

Развитие жилищного строительства

Среди программных мероприятий, связанных с совершенствованием законодательной и нормативной правовой базы, наиболее важными являются:

внесение в 2006 г. в федеральные нормативные правовые акты, в целях приведения их в соответствие с новым Градостроительным кодексом Российской Федерации, изменений, необходимость которых выявилась в процессе реализации распоряжений Правительства Российской Федерации от 6 июня 2005 г. № 723-р и от 23 июня 2005 г. № 859-р (в том числе в части создания эффективной единой унифицированной системы государственной экспертизы проектной документации, совершенствования системы государственного строительного надзора, усиления профессиональной ответственности проектировщиков и застройщиков);

разработка технических регламентов, устанавливающих требования безопасности, которые должны соблюдаться при территориальном планировании, градостроительном зонировании и планировке территории, при использовании в проектировании результатов инженерных изысканий, при архитектурно-строительном проектировании, строительстве зданий, строений и сооружении, а также при производстве строительных материалов;

совершенствование регулирования деятельности застройщиков по привлечению средств участников долевого строительства жилья;

законодательное и методическое обеспечение введения местного налога на недвижимость с целью стимулирования деятельности муниципалитетов по развитию жилищного строительства.

Предусмотрены также мероприятия:

по методическому обеспечению подготовки профессиональных кадров в области градостроительного проектирования, деятельности по разработке генеральных планов, правил землепользования и застройки, документации по планировке территории для формирования земельных участков, предоставляемых на открытых аукционах для жилищного строительства;

по разработке и внедрению методологии повышения качества бизнес-планирования на стадии подготовки проектов жилищного строительства с целью привлечения кредитных средств для их реализации.

Организационные мероприятия будут направлены на создание условий для снижения административных барьеров в жилищном строительстве, реализацию мер градостроительного и антимонопольного регулирования, создание условий для развития конкуренции и расширения доступа застройщиков к кредитным ресурсам; обеспечение контроля за деятельностью застройщиков по привлечению средств участников долевого строительства, в том числе жилья; внедрение механизмов привлечения кредитных и инвестиционных средств в обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства; содействие внедрению механизмов проведения комплексной застройки территорий, реконструкции и комплексного обновления существующих кварталов застройки.

Организационные мероприятия не потребуют выделения дополнительных бюджетных средств.

Программные мероприятия, связанные с финансированием за счет бюджетных средств, в том числе за счет средств федерального бюджета, будут направлены на обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства, что позволит помочь в решении одной из основных проблем, сдерживающих увеличение объемов жилищного строительства, и обеспечить условия для увеличения предложения жилья на конкурентном рынке жилищного строительства.

Финансирование программных мероприятий по данному направлению будет проводиться в рамках подпрограммы «Обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства».

В рамках подпрограммы будут реализованы мера по предоставлению государственных гарантий Российской Федерации, а также мера по субсидированию за счет средств федерального бюджета процентов по банковским кредитам на обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства на условиях, предусмотренных подпрограммой.

Государственные гарантии Российской Федерации предоставляются в рамках Программы государственных внутренних заимствований на соответствующий год.

Государственные гарантии Российской Федерации будут предоставляться на часть суммы основного долга. В качестве дополнительного обеспечения кредитов будут использоваться гарантии субъектов Российской Федерации (муниципалитетов), залог прав заемщиков на земельные участки, которые обеспечиваются коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства, другие активы заемщиков. При этом предполагается, что общий объем государственных гарантий Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных гарантий не может быть более 80% основной суммы долга по кредитам, предоставленным в 2006 г.; более 65% в 2007 г. и более 50% в 2008–2010 гг., с целью более обоснованного отбора проектов банками-кредиторами.

Субсидирование процентов по кредитам за счет средств федерального и региональных (муниципальных) бюджетов будет производиться на весь период кредита из расчета максимального снижения рыночных процентов по кредитам, выданным в 2006 году, - на 80%; по кредитам, выданным в 2007 году, - на 65%; по кредитам, выданным в 2008 – 2010 годам, - на 50%.

Поскольку кредиты на подготовку земельных участков могут быть обеспечены возвратом средств от продажи земельных участков, обеспеченных коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства, или жилья, построенного в последующие периоды, то кредиты будут предоставляться в среднем на срок 5 лет. В связи с этим предоставляемые государственные (муниципальные) гарантии должны быть предусмотрены в необходимом объеме на весь срок кредитования.

Данные меры федеральной поддержки будет реализована на условиях оказания аналогичных мер поддержки на региональном или местном уровнях проектов по обеспечению земельных участков коммунальной инфраструктурой, которые удовлетворяют требованиям подпрограммы «Обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства», на аналогичных условиях. Объем средств из федерального бюджета и размер государственных гарантий Российской Федерации для поддержки реализации проектов в каждом субъекте Российской Федерации будет не больше объема средств регионального и местных бюджетов и размера государственных гарантий субъектов Российской Федерации (муниципальных гарантий) на поддержку реализации проектов в рамках данной подпрограммы.

Порядок предоставления государственных гарантий Российской Федерации и субсидирования процентов по заимствованиям, осуществляемым на обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства, будет утвержден постановлением Правительства Российской Федерации.

Предусмотрено:

в 2006 году – предоставление 12,5 млрд руб. государственных гарантий Российской Федерации по банковским кредитам на обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства и 1,7 млрд руб. – на субсидирование за счет средств федерального бюджета процентов по этим кредитам (в 2006 году – вне рамок финансирования по подпрограмме);

в 2007 году – предоставление 17,5 млрд руб. государственных гарантий Российской Федерации по банковским кредитам, что с учетом гарантий, предоставленных в 2006 г., составит общий объем гарантий Российской Федерации 30,0 млрд руб., а также 3,8 млрд руб. – на субсидирование за счет средств федерального бюджета процентов по кредитам, выданным в 2006 – 2007 годах;

в 2008 году - предоставление 18,6 млрд. рублей государственных гарантий Российской Федерации по банковским кредитам, что с учетом ранее принятых обязательств составит общий объем государственных гарантий Российской Федерации 48,6 млрд. рублей, а также выделено 5,9 млрд. рублей на субсидирование процентных ставок по кредитам, выданным в 2006–2008 годах;

в 2009 году - предоставление 19,5 млрд. рублей государственных гарантий Российской Федерации по банковским кредитам, что с учетом ранее принятых обязательств составит общий объем государственных гарантий Российской Федерации 68,1 млрд. рублей, а также выделено 7,9 млрд. рублей на субсидирование процентных ставок по кредитам, выданным в 2006–2009 годах;

в 2010 году - представление20,4 млрд. рублей государственных гарантий Российской Федерации по банковским кредитам, что с учетом ранее принятых обязательств составит 88,5 млрд. рублей, а также выделено 9,7 млрд. рублей на субсидирование процентных ставок по кредитам, выданным в 2006-2010 годах.

Соответствующие обязательства по гарантиям Российской Федерации и по расходам федерального бюджета по субсидированию процентных ставок будут распространяться на кредиты, предоставленные в рамках подпрограммы на срок, выходящий за срок окончания подпрограммы (2010 год).

Реализация мер подпрограммы обеспечит дополнительный ввод жилья (в общем прогнозируемом объеме ввода жилья): в 2006 г. – 4,3 млн кв. м, или 8,5% объема жилищного строительства, в 2007 г. – 7,8 млн кв. м (13,9%), в 2008 г. – 11,8 млн кв. м (18,7%), в 2009 г. – 16,4 млн кв. м (23,2%), а в 2010 г. – 21,3 млн кв. м (26,6%).

Динамика распределения требуемой государственной и муниципальной поддержки по годам исходит из необходимости обеспечения максимально возможной поддержки увеличения ввода жилья в ближайшие годы, пока еще не получили развития механизмы привлечения средств частных кредиторов и инвесторов в строительство коммунальной инфраструктуры.


 

поиск

новости

16.11.2010

Позвоните и узнайте все о кадастровой стоимости земли
17 ноября 2010 года в Управлении Росреестра по Челябинской области состоится «горячая линия» по вопросам кадастровой стоимости земельного участка и методах её определения. В этот день специалисты отдела кадастрового учета и кадастровой оценки недвижимости Управления Росреестра ответ…

11.11.2010

На сайте АИЖК можно подобрать подходящую квартиру для покупки
На сайте Агентства по ипотечному жилищному кредитованию (АИЖК) размещена удобная система поиска объектов недвижимого имущества, выставленного агентством на продажу. Всю информацию можно найти в разделе «Заемщикам / Реализация нед…

29.10.2010

ОАО «ЮУ КЖСИ» в 2011 году планирует разместить облигационный займ в 2,5 миллиарда рублей
В первом полугодии 2011 года ОАО «Южно-Уральская корпорация жилищного строительства и ипотеки» (100 процентов уставного капитала принадлежит Правительству Челябинской области) планирует выпустить и разместить трёхлетний дебютный облигацио…

28.10.2010

Управление Росреестра провело прием в Травниковском сельском поселении
27 октября 2010 года специалисты Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области провели выездной прием населения. В Травниковское сельское поселение приехали специалисты Чебаркульского отдела Управления Росреестра по Чел…

26.10.2010

Управление Росреестра рассмотрело итоги работы по госземконтролю
25 октября 2010 года в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области заслушали отчет о практике исполнения государственной функции по осуществлению государственного земельного контроля за 9 месяцев 2010. С информацией о прове…

24.10.2010

Если вам понадобится выписка из реестра прав
24 октября 2010 года вступает в силу приказ Министерства экономического развития России от 14.05.2010 № 180 «Об установлении порядка предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним». У граждан и юридических лиц часто в…

22.10.2010

В национальном парке «Таганай» проверили соблюдение требований земельного законодательства
22 октября Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области приняло участие в проверке по соблюдению требований земельного законодательства. Управление Росреестра по Челябинской области со…

Сельскохозяйственные земли использовались не по назначению
Брединским отделом Управления Росреестра по Челябинской области совместно с прокуратурой района проводятся совместные проверки по соблюдению требований земельного законодательства. Государственные земельные инспекторы Брединского отдела Управления Росреестра и представители районной прокур…

21.10.2010

Более 350 южноуральцев позвонили на "единую горячую линию"
20 октября 2010 года Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области провело «горячую линию» по вопросам госрегистрации и кадастрового учета земельных участков. На самом деле «горячих линий» было 39, их прове…

20.10.2010

Президентский прием провел руководитель Управления Росреестра
20 октября 2010 года руководитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области консультировал граждан в приемной Президента Российской Федерации в Челябинской области. В приемной Президента РФ в Челябинской области состоялся …

18.10.2010

На вопросы о недвижимости ответят в приемной Президента РФ в Челябинской области
В среду, 20 октября 2010 года, руководитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области проведет консультации граждан в приемной Президента Российской Федерации в Челябинской области. Руководитель Управлен…

За сведения из кадастра теперь придется платить
Накануне, 17 октября 2010 года, вступил в силу приказ Министерства экономического развития России от 30.07.2010 № 343 «О порядке взимания и возврата платы за предоставление сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, и размерах такой платы». Сегодня, 18 октября, на о…

16.10.2010

Управление Росреестра выехало в Уйский район для оказания правовой помощи
Правовые консультации Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области состоялись в Уйском муниципальном районе. Свой рабочий день группа ведущих специалистов Управления Росреестра по Челябинской области и ФГУ «Зе…

15.10.2010

Первые кадастровые инженеры в Челябинской области получили квалификационные аттестаты
Накануне, 14 октября 2010 года, первые кадастровые инженеры в Челябинской области получили квалификационные аттестаты. Вручение первых дипломов кадастровым инженерам на территории Уральского федерального округа состоялось в Министерстве промышленности и природных…

14.10.2010

Управление Росреестра и кадастровая палата готовятся к реорганизации
Сегодня, 14 октября 2010 года, в Управлении Росреестра по Челябинской области состоялось заседание комиссии по вопросам реорганизации. Как уже сообщалось ранее, к очередному этапу реорганизации территориальных органов Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и ка…

13.10.2010

В Челябинской области оформлено самое большое количество прав на «дачные» объекты
13 октября 2010 года Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области приняло участие в видеоконференции по вопросам реализации закона о «дачной амнистии». На состоявшееся сегодня окружное…

11.10.2010

Управление Росреестра рассматривает жалобы на арбитражных управляющих
11 октября 2010 года в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области заслушали отчет о состоянии работы с обращениями граждан и юридических лиц на действия (бездействие) арбитражных управляющих. О проведенной работе отде…

8.10.2010

На Южном Урале состоялся первый квалификационный экзамен для кадастровых инженеров
Восьмого октября 2010 года на Южном Урале состоялся первый квалификационный экзамен для кадастровых инженеров. Как уже сообщалось ранее, с 1января 2011 года право осуществлять кадастровые работы на земельных участках будут иметь только лица, подтвердившие квалифик…

17.09.2010

Автоинформатор Управления Росреестра ждет звонков
Управление Росреестра по Челябинской области напоминает, что ответы на многие вопросы, касающиеся государственной регистрации прав собственности и кадастрового учета недвижимого имущества, можно получить по телефону автоинформатора. Управление Росреестра напоминает гражданам, что с помощью голосово…

16.09.2010

Выгодная "Революция в ипотеке" от ЮУ КЖСИ
"Южно-Уральская Корпорация жилищного строительства и ипотеки" (Челябинская область) запустила новые ипотечные программы, включая вариант без первоначального взноса и вариант с процентной ставкой, которая стремится к нулю. Как сообщили агентству «Урал-пресс-информ» в ЮУ КЖСИ, подготовлены и внедр…

15.09.2010

Сбербанк проведет семинар для операторов рынка недвижимости
В рамках выставки-форума «Все о недвижимости» Сбербанк России проведет семинар для операторов рынка недвижимости города Челябинска по вопросам жилищного кредитования. Как сообщили агентству «Урал-пресс-информ» в отделе общественных связей Челябинского отделения Че…

1.09.2010

Уникальное ценовое предложение от ЮУ КЖСИ
ОАО «Южно-Уральская корпорация жилищного строительства и ипотеки» (Челябинская область) подготовило уникальное предложение по приобретению домов без первоначального взноса – заплати 30 тысяч рублей, заезжай в выбранный дом и живи. Ничего подобного на рынке Челябинской области у других заст…

26.08.2010

«Стимул» позволит существенно увеличить количество предложений жилья на южноуральском рынке
В Челябинской области реализуется "пилотный" проект Агентства по ипотечному жилищному кредитованию (АИЖК) по программе "Стимул". В течение двух дней в Челябинске проходило совещание, на котором обсуждалась реализация программы. В нем приняли уча…

АИЖК и АБ «ГПБ-Ипотека» подписали соглашение о фондировании строительства в Челябинске
Агентство по ипотечному жилищному кредитованию (АИЖК) и Акционерный банк «ГПБ-Ипотека» подписали соглашение о фондировании нового строительного проекта в рамках программы «Стимул» («Программа по стимулированию предоставлен…

18.08.2010

Пятьсот молодых южноуральских семей получат субсидии на улучшении жилищных условий
Более 200 миллионов рублей будет направлено в 2010 году на улучшение жилищных условий молодых семей Челябинской области. Из них – 81,56 миллиона рублей – средства федерального бюджета и 121,19 миллиона рублей – областного бюджета. Субсидии муниципал…

16.08.2010

Кадастровым инженерам предстоит сдавать экзамен
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области на своем сайте разместило информацию для кадастровых инженеров. Как уже сообщалось ранее, с 1января 2011 года только кадастровые инженеры будут иметь право на осуществление кадастровой деятельнос…

12.08.2010

Челябэнерго обеспечил электроснабжение поселка Новые Кундравы
По поручению губернатора Челябинской области Михаила Юревича челябинский филиал ОАО «МРСК Урала» – "Челябэнерго" провел работы по обеспечению электроснабжения поселка «Новые Кундравы» (порядка 100 коттеджей) в Чебаркульском районе. Как сообщили агентству &l…

27.07.2010

В 2010 году 409 семей Магнитогорска, Челябинска и Миасса переедут из аварийного жилья в новое
В 2010 году на переселение жителей Челябинска, Магнитогорска и Миасса и аварийного жилья будет направлено более 166,2 миллиона рублей. Соответствующую областную программа была принята сегодня, 27 июля, на заседании правительства области. Планируется, что …

14.07.2010

Введены новые правила регистрации договоров участия в долевом строительстве
Сроки государственной регистрации договоров участия в долевом строительстве сокращены с десяти до пяти рабочих дней. Это связано со вступившими в силу изменениями в федеральное законодательство. Как сообщили агентству «Урал-пресс-информ» в Управлении Федеральн…

12.07.2010

ЮУ КЖСИ внедряет программы ипотечного кредитования с революционно мягкими условиями
ОАО «Южно-Уральская корпорация жилищного строительства и ипотеки» внедряет программы ипотечного кредитования с революционно мягкими условиями в рамках мероприятий по обеспечению южноуральцев доступным и комфортным жильем, реализуемых Правительством Челяби…

9.07.2010

ЮУ КЖСИ переехала в новый офис
«Южно- Уральская Корпорация жилищного строительства и ипотеки» переехала в Челябинске в новый офис. Корпорация размещается в ДЦ "Челябинск СИТИ" по адресу: Челябинск, улица Кирова, 159 (вход с улицы Кирова), ранее они располагались на улице Ленина, 81. Как сообщили агентству «Урал-пресс-информ»…

6.07.2010

В Управлении Росреестра введен в действие автоинформатор
Шестого июля 2010 года в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области заработал автоинформатор. Набрав телефонный номер 210-15-15, любой желающий сможет по автоответчику получить подробную информацию о деятельности Управления Роср…

2.07.2010

В Челябинской области все большей популярностью пользуется «Военная ипотека»
В Челябинской области в настоящее время все более активно реализуется программа по ипотечному кредитованию военнослужащих «Военная ипотека» Южно-Уральской корпорации жилищного строительства и ипотеки (ЮУ КЖСИ), появившаяся в регионе в конце июля 2009…

1.07.2010

ВТБ24 начинает предоставлять ипотечные кредиты с первоначальным взносом 10%
С 1 июля ВТБ24 снижает требования к размеру первоначального взноса, предлагая клиентам уникальные на сегодняшний день условия по ипотеке. Теперь для получения ипотечного кредита достаточно иметь 10% собственных средств. Действие программы распространяется на кредиты, пред…

У строительного рынка Челябинска появится "Стимул"
В Челябинской области в ближайшее время заработает программа «Стимул» по стимулированию кредитования застройщиков, осуществляющих строительство жилья эконом-класса. Квадрат жилья, которое будет реализовываться по данной программе, будет стоить не более тридцати тысяч рублей. Кредит буде…

22.06.2010

Четверо южноуральцев приобрели квартиры по льготным условиям в рамках проекта «Новостройка»
На днях ОАО «Южно-Уральская Корпорация жилищного строительства и ипотеки» запустила пилотный проект «Новостройка» и уже четверо жителей Челябинской области приобрели квартиры по льготным условиям кредитования. Как сообщил…

21.06.2010

ЮУ КЖСИ повышает доступность жилья
В целях обеспечения доступности жилья в Челябинской области ОАО «Южно-Уральская Корпорация жилищного строительства и ипотеки» внедряет новые кредитные продукты по минимальной процентной ставке от 10,5 процента годовых в рублях и минимального первоначального взноса по ипотеке – 10 процентов. Среди …

В 2010 году 65 южноуральских заемщика, попавших в трудную ситуацию, получили поддержку государства
С начала 2010 года в ОАО «Южно-Уральская Корпорация жилищного строительства и ипотеки» обратились за консультацией по вопросу реструктуризации ипотечной задолженности 372 заемщика. По 74 заемщикам документы отправлены в АРИЖК, 65 южноуральц…

Добросовестным заемщикам, воспользовавшимся программой реструктуризации, предоставляют льготы
Агентство по реструктуризации ипотечных жилищных кредитов (АРИЖК) предоставляет льготы заемщикам, воспользовавшимся программой реструктуризации и осуществляющим своевременные платежи по стабилизационному займу согласно графику. Как сообщила агентству &laq…

16.06.2010

ЮУ КЖСИ перестанет строить, а ее уставной капитал останется без изменений
Уставный капитал ОАО "Южно-Уральская Корпорация жилищного строительства и ипотеки", сто процентов акций которого принадлежит правительству «Челябинской области, не планируется увеличивать. Об этом сообщил исполняющий обязанности губернатора Сергей Комяков после состоявш…

Дольщики «Массива» получат поддержку областных властей
Правительство Челябинской области не оставит без поддержки обманутых дольщиков, вложивших свои средства в строительство домов по улице Эльтонская в Чурилово (Челябинск). Об этом сообщил сегодня, 16 июня, исполняющий обязанности губернатора Сергей Комяков, комментируя итоги встречи с…

21.05.2010

Областной ЦТИ отмечает профессиональный праздник
Сегодня, 21 мая, областной центр технической инвентаризации отмечает профессиональный праздник – День работника службы технической инвентаризации. Как сообщили в пресс-службе ОГУП «Обл. ЦТИ», сотрудники областного предприятия и его филиалов в течение года проинвентаризировали целый…

20.05.2010

Интерес к ипотеке в Челябинской области вновь растет
За четыре месяца 2010 года банки и небанковские структуры Челябинской в три раза увеличили объемы выданных жилищных кредитов по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Как рассказала агентству «Урал-пресс-информ» пресс-секретарь ОАО «Южно-уральская корпорация жилищного с…

19.05.2010

ЮУ КДЖСИ запустила новый проект «Новостройка»
ОАО «Южно-Уральская Корпорация жилищного строительства и ипотеки» запустила пилотный проект «Новостройка» в целях поддержки строительной отрасли и обеспечения доступной процентной ставки по ипотечным кредитам в Челябинской области. Как сообщила пресс-секретарь ЮУ КЖСИ…

5.05.2010

ЮУ КЖСИ возглавил Дмитрий Карабинцев
В ОАО «Южно–Уральская Корпорация жилищного строительства и ипотеки» новый руководитель – накануне на заседании Наблюдательного совета Корпорации было принято решение о назначении на должность Генерального директора Карабинцева Дмитрия Анатольевича. Сегодня, пятого мая, новый глава Корпо…

23.03.2010

Михаил Юревич: Уже в мае обманутые дольщики Массива почувствуют улучшение
Обманутые дольщики ООО «Массив» в преддверии заседания Челябинской городской Думы провели митинг у здания мэрии. Челябинцы, вложившие средства в строительство домов 38 и 58 в Чурилово, обращаются за помощью к городской власти и Михаилу Юревичу, которого южноуральс…

19.03.2010

Дольщиков Челябинской области защитят по полной программе
Правительство Челябинской области разработало план мероприятий по защите прав и интересов участников долевого строительства. Планируется, что программа будет рассмотрена на ближайшем заседании правительства, которое состоится восьмого апреля. В программе будет определены несколько блоков. В…

В Челябинской области остаются шесть проблемных домов, в строительство которых вложились дольщики
Судьба шести домов в Челябинской области, строительство которых велось с привлечением средств дольщиков и было приостановлено по вине компаний-застройщиков, вызывает серьезные опасения у областных властей. Об этом доложил министр строительства, инфраст…

17.03.2010

Об ипотечном кредитовании в 2009 году
Снижение уровня жизни населения, обострение проблем социального характера в области вынуждали кредитные организации (филиалы) более взвешенно подходить к оценке рисков и предоставлению кредитов (особенно долгосрочных) гражданам. В результате в 2009 году сохранилась обозначившаяся в конце 2008 года тенденция к с…

Челябинский филиал РОСГОССТРАХ выплатил 89 тыс рублей за поврежденное огнем имущество
Челябинский филиал РОСГОССТРАХ выплатил более 89 тыс рублей в качестве возмещения ущерба за повреждения квартиры, причиненные пожаром. Возгорание произошло в пятиэтажном доме, где в рамках капитального ремонта осуществлялась работа по замене отопительных батарей…

15.03.2010

Руководители СРО Урала соберутся в Челябинске
Руководители крупнейших саморегулируемых организаций строительной отрасли Уральского Федерального округа обсудят завтра, 16 марта, актуальные вопросы в деятельности СРО на территории УрФО и обозначат перспективы взаимодействия. Организатором мероприятия выступает Некоммерческое партнерство «Самор…

10.03.2010

Дольщиков Массива призывают срочно переоформить договоры, чтобы суметь защитить свои права
Дольщиков жилых домов номер 36, 37, 38, 39 и 40 по улице Первая Эльтонская в Чурилово (Челябинск), заключивших с ООО «Массив» «серые» договоры (займа, паенакопления, инвестирования), призывают в кратчайшие сроки обратиться к застройщику…

В отношении ООО «Массив» введена процедура наблюдения
В отношении ООО «Массив» (Челябинск) введена процедура наблюдения. Об этом агентству «Урал-пресс-информ» сообщили в секретариате арбитражного суда Челябинской области. Временным управляющим утвержден Владимир Ковалев, который является членом некоммерческого …

3.03.2010

Объемы федерального финансирования жилья для молодых сократились вдвое
В два раза - со 128 миллионов рублей до 68 миллиона рублей - сократились объемы финансирования из федерального бюджета подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» в Челябинской области в 2009 году по сравнению с 2008 годом. Большую долю софинансирования обеспечива…

На Уральской строительной неделе обсудят СРО
В рамках открывшейся выставки «Уральская строительная неделя» состоится круглый стол на тему: «СРО – закономерный этап развития строительного комплекса региона». Участникам мероприятия расскажут об истории саморегулирования в строительной отрасли, становлении СРО в Челябинск…

1.03.2010

Областной минстрой предлагает руку помощи обманутым дольщикам Массива
Обманутых дольщиков домов номер 36, 37 и 38 по улице Первая Эльтонская в Чурилово (Челябинск) приглашают на общее собрание в министерство строительство, инфраструктуры и дорожного хозяйства Челябинской области. Застройщиком пяти домов (номер 36, 37, 38, 39 и 40) в Чурилово являе…

27.02.2010

В 2010 году будут сданы 43 из 60 домов, возводимых в Челябинской области с привлечением средств дольщиков
По состоянию на первое января 2010 года на территории девяти муниципальных образований Челябинской области ведется строительство 60 многоквартирных жилых домов с привлечением денежных средств 2,5 тысячи дольщиков. В 2010 году в Челябинской об…

26.02.2010

Объемы жилищного строительства в Челябинской области растут
В 2010 году в Челябинской области будет введено в строй 1,6 миллиона квадратных метров жилой площади или по 0,46 квадратных метров на каждого жителя, что почти на 12 процентов превысит показатели предыдущего года. Об этом доложил министр строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства…

Сегодня, 25.02.2010

Петр Сумин: Обманутые дольщики брошены не будут
Обманутые дольщики в Челябинской области смогут рассчитывать на поддержку региональных властей. «Обманутые дольщики брошены не будут, - заверил губернатор Петр Сумин, выступая сегодня, 25 февраля, перед депутатами регионального парламента. - Два-три дома будут достроены за счет средств застройщ…

24.02.2010

Нуждающиеся южноуральские ветераны войны получают жилье в установленном порядке
В Челябинской области не нарушают порядок предоставления субсидий на приобретение жилых помещений для ветеранов Великой Отечественной войны. К такому выводу пришли в управлении Росздравнадзора по Челябинской области, проведя проверку работы минсоцотношений по исполнени…

архив новостей…

   
   
© ООО РИАНА «Урал-Пресс-Информ»
Разработка дизайна - weB2Biz, 2005
Редизайн и переверстка Косоротов Петр, 2006
       
Приоритетные национальные проекты